Информационная безопасность - это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Информационная безопасность детей - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Конфиденциальность - обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.
Доступность - обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.
Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 №436 ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Составляющие информационного пространства:
Средства массовой информации - передачи, мультфильмы, фильмы, которые смотрят наши дети по телевидению, музыка, аудиосказки и т.п.
Пространство сети интернет - так называемое виртуальное пространство, позволяющее не только искать нужную информацию, но и имеется возможность пообщаться и поиграть.
Книжная продукция - газеты, журналы, книги и т.п., которые мы покупаем детям.
Средства массовой информации
Многие родители задают одни и те же вопросы - насколько вреден телевизор для ребенка, с какого возраста можно разрешить малышу смотреть мультики и различные детские передачи, сколько времени ребенок может проводить у телевизора.
1. Это нужно для того, чтобы взрослый проконтролировал то, что смотрит ребенок, чтобы это был мультфильм, детская передача, детский фильм или программа о животных. Именно передачи о животных наиболее полезны для детей.
2. Пока малыш маленький, он далеко не всё понимает, что же происходит на экране, хотя с большим интересом смотрит. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, стараться установить с ним диалог вокруг происходящего на экране. В результате обсуждения увиденного ребенок более раскрепощается, его речь развивается, словарный запас увеличивается. В этом, безусловно, есть плюсы просмотра телевизионных передач.
3. Возможно, наоборот, ребенок стал замкнутым, раздражительным, нервным. В любом случае, даже если все нормально, нельзя разрешать ребенку неограниченно смотреть телевизор. А тем более самому выбирать, что смотреть. Он может заинтересоваться вредной для него передачей. Если малыш не понял какую-то сцену, то необходимо дать ему разъяснение.
Пространство сети интернет
Расскажите ребенку что представляет собой пространство сети интернет., чем полезен, что интересного можно найти и что негативного встретить. Лучше представить виртуальную сеть как помощника в поиске информации или как средство образования, а не как возможность для развлечений и удовольствий, чтобы ребенок не просиживал все свободное время в сети.
Договоритесь с ребенком о том, сколько времени он будет проводить в сети. Для каждого возраста свое время - чем старше ребенок, тем дольше он может находиться в сети.
Если вы не уверены, с чего начать, вот несколько мыслей о том, как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным.
• Установите правила работы в Интернете для детей и будьте непреклонны.
• Научите детей предпринимать следующие меры предосторожности по сохранению конфиденциальности личной информации:
- Представляясь, следует использовать только имя или псевдоним.
- Никогда нельзя сообщать номер телефона или адрес проживания или учебы.
- Никогда не посылать свои фотографии.
- Никогда не разрешайте детям встречаться со знакомыми по Интернету без контроля со стороны взрослых.
• Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова как в Интернете, так и в реальной жизни.
• Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.
Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы - музыки, компьютерных игр и других программ - является кражей.
Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, - правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми. Регулярно посещайте Интернет-дневник своего ребенка, если он его ведет, для проверки.
Книгоиздательская продукция
Критерии безопасности детской книги
Санитарно-гигиеническая безопасность (они касаются размеров шрифта для каждого читательского возраста, ширины межстрочных интервалов, цвета бумаги, цвета шрифта, качества бумаги и качества типографской краски, качества клея.)
Морально-этическая безопасность (Книги (и это касается как детских, так и взрослых изданий) должны как минимум соответствовать действующему законодательству. Это значит, что в них не может быть призывов к экстремизму и терроризму, разжигания социальной, межнациональной и межрелигиозной розни.)
Педагогическая безопасность (То, что написано в детской книге, запоминается на всю жизнь. Любой факт, почерпнутый в детской литературе, кажется читателю непреложной истиной и влияет на формирование его картины мироздания. Так что в детской и в подростковой книге не должно быть, по крайней мере, вранья в фактах, даже в тех, что кажутся самыми незначительными)
Художественная безопасность (Речь идет о том, что и текст, и картинки в книге должны соответствовать хорошему вкусу.)
Мы видим, что существуют четыре критерия безопасности детской книги, причем три из них совершенно безусловные, потому что опираются на факты, нормативы и законы, а один — очень даже условный и субъективный.